воскресенье, 19 января 2014 г.

Про Teslagrad


Писалось для почившего ныне сайта Lamp Cofee Game.
Пазл-платформеры последних лет строились вокруг одной, реже двух идей, которые формировали всю геймплейную механику. В Braid это была перемотка времени, в And Yet It Moves и Fez предлагалось манипулировать окружающим пространством, в VVVVVV было баловство с гравитацией, в The Misadventures of Mr. P.B. Winterbottom всё крутилось вокруг самоклонирования (и пирогов, конечно же), в Limbo... в Limbo была невыносимая безысходность загробного бытия, ангст и мозговые слизни, что за механику не прокатит, но на ключевую фишку игры вполне сгодится.
В Teslagrad пришла очередь электромагнетизма.

Как все мы знаем из школьного курса физики, частицы с разными зарядами притягиваются друг к другу, с одинаковыми же отталкиваются. Игра как раз про это. Итак в нашем распоряжении оказывается главный герой, мальчонка лет десяти (так и тянет назвать его Teslaboy), который попадает в заброшенную лабораторию великого учёного, наполненную огромной кучей древних механизмов, в той или иной мере ещё функционирующих. Довольно быстро в наши цепкие руки попадает магнитная перчатка, с помощью которой можно придавать некоторым элементам уровня красный или синий заряд, что позволяет перемещать их, освобождая путь или помогая добраться до труднодоступных мест. Позже появляется возможность с помощью поляризационного плаща заряжаться самому и левитировать в положительных или отрицательных магнитных полях. Также у нас есть ботинки-телепортаторы, позволяющие переноситься через некоторые препятствия, вроде решёток или электрических барьеров. Хватило ли этого, чтобы сделать оригинальный и интересный игровой процесс? О да.

Игра, в целом, не особо сложна, местные загадки не заставят вас биться лбом о клавиатуру или швырять геймпад в телевизор, задач на реакцию и скоростное нажатие кнопок почти нет, по большей части предлагается вдумчиво оценить ситуацию и в несколько действий заставить всё работать. Хотя в паре-тройке мест включается режим супермитбоя, что, на мой взгляд излишне, не в том прелесть игры. Враги у героя практически отсутствуют, бороться придётся по-большей части со всякого рода электричеством. Но есть боссы. Их немного, но каждый уникален и тактику под каждого придётся подбирать индивидуальную. Вообще, если сравнивать её с чем-то, то в первую очередь на ум приходит как раз Limbo. Как темпом, так и способом визуальной подачи сюжета.

Сюжет простой, но очень трогательный и искренний, о дружбе и предательстве, о амбициях и самопожертвовании, о тирании и свободе, а также о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Злобные короли и их коварные генералы, могущественные учёные, больше похожие на магов, подчиняющих себе гром и молнии, пламенные революционеры и диковинные твари из тени, а в центре этого водоворота отважный пацан, ищущий отца в цитадели древних знаний и технологий.

Диалоги и вообще какой-то текст в игре отсутствует. История раскрывается в оставленных на столах записях, настенных картинах, скульптурах, представлениях кукольного театра, а также коллекционных карточках, которые обычно находятся в самых труднодоступных местах и для их получения временами приходится приложить значительные усилия. Про сюжет хотелось бы сказать намного больше, но я банально упёрся в спойлероопасность.
Игра полностью двумерна, но красива и красива весьма. Яркие и сочные краски, великолепно нарисованные задники, плавная анимация персонажей, мягкое освещение, всё это заставляет вспомнить Braid, визуальную часть которого лично я считаю чуть ли не эталоном изобразительного искусства в играх похожего жанра. Звук тоже не подкачал, хоть здесь и нет Джейми Сибер с её грустной виолончелью, но заглавная тема с протяжной и тоскливой скрипкой берёт за душу и не отпускает. Долго. Диалогов, как я уже говорил, нет, поэтому оставшаяся часть звука приходится на всякого рода электрическое жужжание.


Не секрет, что мы живём в эпоху расцвета игр в жанре инди, на них есть спрос, что рождает предложение. Соответственно начинает прослеживаться тенденция выпуска под видом инди всяческого хлама. Но фоне этого очень отрадно, что у норвежцев из Rain получилось то, что получилось. Очень милая и красивая игра, с оригинальным геймплеем и прекрасным сюжетом, сумевшая рассказать интересную историю простым и ненавязчивым способом. Если вы сопереживали Тиму в безрезультатных поисках своей принцессы, радовались целому новому миру вместе с Гомезом или бродили по чистилищу вместе с безымянным мёртвым мальчиком, то идите и купите Teslagrad, вы не пожалеете о трате этих десяти баксов.