четверг, 8 августа 2013 г.

Skyrim ENB Series. Графическое модифицирование (UPD 12.11.2014)


Некоторое время назад внезапно обнаружил, что мой англоязычный Скайрим, купленный почти год как в Стиме на распродаже неожиданно русифицировался. Формально, русский язык в списке присутствовал и раньше, но запустить на нём игру не удавалось, выскакивала ошибка. Теперь же присутствует полный перевод, как текста, так и звука, видимо издатели таки договорились. По такому случаю вспомнилось, что я давно хотел написать руководство по улучшению графики игры посредством мода ENB.

Небольшое отступление: если вы не докупили на сэйлах какое-либо DLC, а теперь вас душит жаба платить полную стоимость, то вы можете спиратить его с торрентов и просто скопировать в папку Data, Стим его примет, лишь бы совпадали версии игры. Даже ачивки в будут работать, главное выключите автообновление. Только я вам ничего не говорил, если что.


Продолжим. Графика в Скайриме отличная, но уж очень блеклая. К счастью есть замечательный человек Борис Воронцов, разрабатывающий проект ENB Series, графическую модификацию (не только для TESV, но и для Fallout NV, GTAIV и ещё много для чего), добавляющую в игру более насыщенное освещение, шейдеры, Depth of Field, SSAO и прочие вкусности. Мод является этакой прослойкой между игрой, графическими библиотеками системы и драйвером видеокарты, а с введением в него GUI интерфейса графику стало возможно изменять прямо в процессе игры, на лету. Гибкость настройки привела к появлению огромного количества основанных на ENB графических модов. Их и правда великое множество, наиболее популярным (если судить по количеству скачиваний) является Sharpshooters Extreme Graphics ENB, но здесь мы рассмотрим другой - Project ENB (далее по тексту скриншоты оттуда, если не подписано иначе).

Sharpshooter Extreme Graphics ENB 


Шарпшутер неплох, но он всё же чрезмерно ярок и контрастен. К тому же, автор до последнего времени слакал с обновлениями под новые версии базового ENB мода, сейчас там вроде как одна из последних версий, но работает она как-то странно.

На самом деле выбор ENB модуля это вопрос личных предпочтений. Sharpshooters Extreme Graphics ENB как уже говорилось один из самых популярных, но с непривычки режет глаза, к тому же там есть проблема с тенями. RealVision ENB, например, акцентируется на реалистичности окружения. В результате ночью там темно как у негра в ухе, как ты не возись с настройками. Project ENB предлагает несколько настроек на выбор, от сказочной яркости, до кинематографичной сепии. Можете выбрать сами, благо поменять файлы мода дело пары кликов. Я так два дня сидел, выбирал. Остановился на Проджекте. Советую и вам начать с него.

Project ENB

Кстати, у вас должен быть достаточно мощный компьютер. У вашего покорного краба конфигурация следующая: Core i5@3200, GeForce 580 GTX, 4 GB RAM. Причём памяти не хватает.

Первым делом идём на страницу мода ENB Series и качаем версию 0.221. Как вы возможно заметили, это не последняя версия модификации, но для корректной работы Прождекта нужна именно она. Это важно, всегда проверяйте, нужную ли версию вы используете. В архиве будет две папки, лезем в ту, которая wrapped version. Оттуда нам нужен будет только один (!) файл: d3d9.dll. Копируем его с заменой в папку с игрой, причём не в Data, куда обычно ставят моды, а в корневую, там, где исполняемый файл TESV.exe. То есть Steam/SteamApps/common/Skyrim, если у вас стимовская версия. Оригинальный d3d9.dll файл куда-нибудь забекапьте. Желательно, чтобы у вас была чистая инсталляция игры.


Real Vision ENB

 Далее идём на Скайрим Нексус, лучший и крупнейший сайт с модификациями для Скайрима и не только и качаем оттуда Project ENB.  Качаем вручную (download manually), менеджером мы будем качать кое-что другое.

Существует несколько версий Project ENB, отличающихся, в основном, цветовой гаммой. Realictic наиболее приближена к реальности, Fantasy яркая и сказочная, в Cinematic наоборот, более приглушённые тона. 

Все файлы из папки Main Files в архиве копируем к предыдущей dll’ке, в корневую папку игры. Обратите внимание на папку Performance Options, в ней лежат варианты настройки мода под различные мощности компьютера. Копируем файлик enbseries.ini в корневую и смотрим результат. Руками править опции в игре я бы вам не рекомендовал, есть риск что-нибудь сломать. 

Теперь необходимо поправить конфиги, чтобы мод заработал. Идём в Users/<Имя пользователя>/My Documents/My Games/Skyrim и ищем там SkyrimPrefs.ini. Открываем блокнотом и вносим соответствующие коррективы в следующих строчках:

bFloatPointRenderTarget=1
bTreesReceiveShadows=1
bDrawLandShadows=1
bShadowsOnGrass=1 (этой строчки может не быть в конфиге, в таком случае просто добавьте её сами, например в категорию Display)
iBlurDeferredShadowMask=5 (если используете "ультра" тени)

Сохраняем. После чего запускаем лаунчер, выставляем опции графики на ультру, но отключаем антиалайзинг, в моде используется свой. И, впоследствии в игре, яркость убавляем в ноль. И ещё, обратите внимание, для корректной работы ENB вам потребуется отключить такие программы как XFire, MSI Afterburner и EVGA precision.



Далее снова идём на Нексус и ставим себе Nexus Mod Manager (предварительно зарегистрировавшись). Эта замечательная программа позволяет подключать и отключать моды для Скайрима (а ещё для Обливиона, второго Ведьмака, Dark Souls, WoT и ещё много для чего) двойным кликом, причём все файлы она хранит в собственной директории, делая копии заменяемых файлов. В случае чего можно легко вернуть игру к первоначальному состоянию.

Идём на страницу мода Climates of Tamriel (CoT), одной из нескольких мастхев модификаций для игры. Она добавляет более пятисот погодных состояний, дожди, бури, грозы, рассветы и закаты, пасмурные и солнечные дни, короче ставьте не думая. Качаем как основной файл, так и замену звуков и патчи для Dawnguard и Dragonborn. Качаем кнопочкой Download with Manager, после чего NMM сам всё поставит, потребуется только активировать модификацию из списка. Во время активации будет предложено несколько вариантов ночного освещения, выбирайте дефолтный, если вам не нравится шариться по тундре с факелом не видя дальше собственного носа. Освещение интерьеров оставляю на ваше усмотрение, лично мне нравится более тёплое (второй вариант). После установки моду требуется 24 часа внутриигрового времени, для полноценного включения погодных состояний.

Также не забудьте скачать со странички Проджекта папку с данными для CoT, она там первая в списке. Качать можно менеджером, требуется для корректной работы мода.


Всё. Запускаем и наслаждаемся. Лучше начать новую игру, во избежание глюков сохранённых игр, но это некритично. В игре по нажатию SHIFT+ENTER открывается меню ENB в котором каждый параметр, а их там огого, можно настроить вручную без ковыряния в ini файлах. Можете поэкспериментировать, на свой страх и риск, но держите в памяти последовательность действий, там легко потеряться.

Здесь описана минимальная установка мода. Очень легко увлечься и понаставить кучу аддонов, как нужных, так и ненужных. Помните: чем больше модификаций, тем больше вероятность, что игра будет работать некорректно и придётся ставить сторонние программы для оптимизации или возиться с очередью загрузки. NMM сильно облегчает задачу, рекомендую производить все изменения в игре только через него.

Поступали жалобы на то, что после установки мода становится темновато на улице ночью и в различного рода пещерах. Есть способ прибавить яркости, для этого нужно немного поправить enbseries.ini.

Ищем секцию [ENVIRONMENT]

В ней ищем строчки DirectLightingIntensityNight (яркость освещения вне помещений) и DirectLightingIntensityInterior (пещеры и здания) изменяем в плюс, пока не станет комфортно глазу. 

Алсо, для улучшения свечения факелов и других точечных источников света можно там же найти строчки PointLightingIntensityNight и PointLightingIntensityInterior. 



Рассмотрим всё же несколько наиболее популярных модов, изменяющих графическую составляющую игры:


Набор текстур для всей игры, весит около двух гигабайт. Текстуры и правда классные, высокое разрешение, все дела, но уж больно жрут ресурсы, особенно текстуры городов. Советую поставить Misc модуль, там отличная текстура ночного неба.


Ещё текстуры, на этот раз для всяких столов, стульев, банок, склянок и прочей обстановки. Не так сильно кушает ресурс системы, желателен к установке.


Модификация улучшает растительность. Деревья и трава становятся гораздо реалистичнее, а последней становится ещё и больше. Но тормозит всё это…


Юзать в паре с предыдущим модом. Добавляет флоре пушистости. На самом деле очень на любителя, лично мне без неё вид крон деревьев нравится гораздо больше. Сильно грузит систему.


Увеличивает деревья. В Скайриме они какие-то маленькие, честно говоря. Советую ставить small версию, дабы не получить секвойи как в Йеллоустоуне. И да, пагубно влияет на FPS.



Ещё один мод для травы, есть версия как для SFO так и стендалон. Три версии: с травой по шею, по пояс и натуральной, по колено. Как и все травяные моды влияет на частоту кадров, но вот конкретно этот влияет не очень сильно (в описании написано, что наоборот, увеличивает, но это ерунда).


Как следует из названия, улучшает отображение дыма и углей. Ставить с Project ENB не рекомендую, там и так всё прекрасно с данным аспектом визуализации.


Улучшение воды и всего, что с ней связано, текстур мокрых камней, например. На видео выглядит замечательно, к установке очень желательно, но лично у меня никак не получается заставить мод работать как положено.


Улучшение детализации удалённых ландшафтов и почти без снижения производительности. Очень хороший мод.


Добавляет несколько вариантов ночного неба, довольно красивых. Стоит вопрос, использовать ли его вместе с CoT или 2K текстурами. Я предпочитаю не использовать.


Модификация освещения, на которую завязано несколько вариантов ENB модов, в том числе классическая версия шарпшутера . Заменяет в основном освещение интерьеров. Если будете ставить, то выключите все модули интерьерного освещения из CoT, так как они конфликтуют. Очень на любителя.


Замена текстур ледяных и обычных пещер. Честно, этот мод потестить не успел, но отзывы о нём весьма положительные. Ставится поверх 2K текстур подземелий, если вы их используете.




Теперь несколько аддонов для улучшения внешности персонажа:


Реплейсер женских тел, добавляет… гхм… пропорций куда следует. Также есть опции настройки лиц и обнажёнки (а ну руки из-под стола убрал!)


Набор причёсок, как для женских, так и для мужских персов всех рас. Что-то около пятидесяти вариантов, все очень качественные. Чуть ли не монополист в данной категории модификаций.


Популярная замена стандартным вариантам женских лиц. Если ставить поверх лиц из CBBE, то перепишет и их. Я, честно говоря, особой разницы не заметил, но может, плохо смотрел.


Очень реалистичные глаза. И цветов много. Работает с предыдущими модификациями.


Контентные моды каждый выбирает себе сам, но возьму на себя смелость кое-что посоветовать и здесь:


Заменяет всю музыку. Добавляет около 170 композиций взятых отовсюду. Из Игры Престолов, например, или из Властелина Колец, или из Готики. Изменения музыки под ситуацию также присутствует. Если вы уже наслушались бесподобных композиций Джереми Соула, то ставьте. Автор – Майндворк, возможно вам он знаком.


Добавляет в игру Эльсвейр, родину хаджитов и кучу квестов там же. Довольно большой и качественно проработанный мод. Есть русский перевод.


Отечественная разработка, гигантский остров недалеко от Скайрима. Более двадцати часов геймплея, двадцать шесть новых квестов, новая броня, новое оружие, спелы, крики, даже новые барды с новыми песнями и всё это профессионально озвучено. Разработано одним человеком – Александром Великим.




И напоследок ещё несколько небольших необязательных, но полезных модов:


Замена интерфейса на более удобный для использования мыши. Единственный минус – для работы требуется расширение скриптового языка SKSE, которое ставится отдельно и требует запуска игры через собственный экзешник.


Ещё один реплейсер, на этот раз всей фауны. Если вам не нравятся стандартные модельки волков или мамонтов, то ставьте.


Добавляет КРОВИЩУ, похлеще чем в Dragon Age. После убиения одной крысы вокруг образуются такие лужи, что складывается ощущение, что тут резали минимум слона и минимум бензопилой. Опять же – на любителя.


Замена карты, теперь на ней виден более чёткий ландшафт, а также все дороги. Ставить обязательно.


Подсвечивает рудные жилы, которые в оригинале довольно сложно отличить от окружающей поверхности.


Исправляет проблему, когда после двойного альттаба в игре появляется ещё и системный курсор. Требует для своей работы установленный SKSE.



Модифицирование Скайрима само по себе занятие по увлекательности не уступающее игре. Но помните, что всё хорошо в меру. Не ставьте моды сразу кучей, сложнее потом будет разобраться, какой из них сломал игру. Используйте NMM. Следите за очерёдностью загрузки и заменой файлов одних модов другими. Помните, что ваша цель не снимать с игры скриншоты, а, собственно, комфортно играть. Для снятия скриншотов можно поставить ещё двадцать-тридцать модов и получить чрезвычайно красивую, но статичную картинку с 2-5 кадрами в секунду. На любой конфигурации компьютера.

Надеюсь, данное руководство будет кому-нибудь полезно. Оставляйте в комментариях свои варианты модифицирования, возможно со временем гайд дополнится и расширится. Спасибо за внимание.