пятница, 23 декабря 2022 г.

167. Про финалку

  


...просто идти по MSQ, то никакая это, конечно, не мморпг. Это кинцо на тысячу часов и к семисотому часу этот симулятор кивания башкой в катсценах успел меня основательно подзаебать. Оставаясь, вместе с тем, одним из главных видеоигровых переживаний последнего времени.

Собственно тебе дают жирный намёк ещё в самом начале, когда вступительная сцена длится минуть десять чтоли. Дальше вроде всё стандартно, взял квест-сдал квест, вступил в профессиональную гильдию и пошёл потихоньку распутывать сюжетный клубок вокруг вызова прималов. И вот вроде всё красиво вокруг, но и карты какие-то маленькие, да ещё с загрузками, боёвка куцая, мир пустой (сразу скажу, что фэйты эти несчастные ситуацию никак не улучшают). Но вроде пока всё ново и свежо, поэтому поначалу качаешься без особого напряга.

 И тут тебя начинают цеплять на крючочки. Персонажи всё чаще начинают изливать тебе душу, истории ещё не блещут эпиком, но уже сближают тебя с основными НПС и к окончанию истории с Ультимой ты обнаруживаешь, что уже подсел на этот сериал и очень хочется узнать, что там дальше. 

Вместе с тем нарастает диссонанс между историей и геймплеем. Боёвка на пятидесятом почти такая же унылая, как и на десятом, мир всё ещё пустой и большая часть твоих действий это перемещение и разговоры, даже почти драться не заставляют. Любители визуальных новелл тут должны быть в восторге, но блин, даже в JRPG с их лично меня вымораживающей боёвкой и то больше действия. А финалка это JRPG и есть, только в обёртке World of Warcraft. Короче ближе к Heavensward я как-то приуныл.

 

Как оказалось перетерпеть основную игру всё же стоило, потому что в первом аддоне наконец-то понеслось. Развитие старых персонажей, введение интересных новых, потрясающие по красоте локации (всё такие же пустые), полёты, аллаганские технологии, объяснение мотивов аскианцев, война Драконьей Песни в конце-концов. Боёвка за саммонера сильно драйвовее не стала, тем более, что даже просто делая главный квест ты обгоняешь уровни локаций, но в сюжетных инстансах тебя даунскейлят до уровня инстанса. То есть вызвать Бахамута в открытом мире ты можешь, но там и так всё умирает с одного удара. А в инстах будь добр уныло спамить Руин.

 В Stormblood я снова заскучал. Да, там были любопытные эпизоды, но в целом это была не особо примечательная революционная одиссея группки персонажей с редкими светлыми моментами вроде Надаама в Степях (с этой вот особенно запомнившейся поехавшей дотарлской бабой). Переходные квесты вышли получше, особенно с гадом Асахи и появилась надежда, что дальше что-то будет (спойлер алёрт - будет). 

О Shadowbringers я наслушался много хорошего и решил перед его началом подстричь хвосты. О рейдах, вернее об их механике и сложностях дальше, пока о сюжете. Если Void Ark, Александер и арка Ивалиса порадовали разве что дизайном локаций, то вот в Омеге были прям МОМЕНТИКИ. Это всё один большой спойлер, скажу лишь что с миником Альфы я хожу с момента его получения.

 

Ещё были Бахамут Койлы. Группу туда через лфг собрать можно только вручную, Duty Finder не работает, но уровне на семидесятом можно пройти в соло и сделать это стоит хотя бы для того, чтобы события в Картено наконец сложились в паззл. 

В ШБ я слегка прифигел. Предпоследний на данный момент аддон играется как совершенно самостоятельная игра и я не знаю, что случилось у разработчиков, но есть ощущение, что в него они вложили раза в три больше денег и творческой энергии. Сюжет, постановка, дизайн всего, музыка вышли на какой-то совершенно новый уровень качества. Я пролетел аддон буквально в один присест, а под конец мне ещё выкатили рейд в коллаборации с Ёко Таро и его Nier Automata, ни разу не вписывающийся по стилистике, но такого качества, что даже пофиг.

 

И вот теперь Endwalker. На момент написания я ещё не закрыл финальный инстанс, но впечатлений уже выше ушей. В последнем дополнении дизайнерам и сценаристам окончательно сорвало последние тормоза, крышу и на эфирной тяге унесло к звёздам. Чего там только ни наворотили: путешествия в прошлое, на луну и к центру планеты, живые демонические башни, трижды воскресшие злодеи, КОСМИЧЕСКИЕ ЗАЙЦЫ-КОСМОЛЁТЧИКИ, фоллаут в отдельно взятом городе и это я даже половины не перечислил. А под конец ещё и Ultima Thule, в которой у меня челюсть вообще не закрывалась, а папка скриншотов распухла до двух гигабайт. 

Как вы поняли с сюжетной точка зрения последние два дополнения понравились, кажется, всем. Вообще говоря вся игра для фанатов серии Final Fantasy один сплошной праздник и фестиваль фансервиса, и если вы один из них, то вы уже скорее всего поиграли. Но вот как MMORPG. Тут есть вопросы.

 

Сразу скажу, что в FF14 я с самого начала шёл как соло игрок за историей, так что огромная часть контента прошла мимо меня. Я не трогал крафт, задания бист трайбов, соусницу, Дворец Мёртвых, реликтовое оружие (хотя нет, одно сделал), Эврику и вот это всё. Я делал побочные сюжетки с синими квестами, которые вели либо в рейды, либо в необязательные триалы, но в остальном шёл по MSQ. И чисто механически, не беря в расчёт сюжет, этот путь довольно уныл. 

Большей частью ты идёшь из точки А в точку Б и слушаешь монологи персонажей. Причём чем дальше, тем монологи становятся всё длиннее, велеречивее и обширнее, а ваш персонаж до поры может лишь молча махать гривой. Потом появляются пара строчек с выбором ответа, но это даже не уровень SWTOR, который часто ставят в пример сюжетной ММО и диалоги в котором также нихрена ни на что не влияли. 

С другими людьми мотивации взаимодействовать в открытом мире не возникло ни разу. Групповых квестов я не нашёл, есть вроде как особо сильные монстры для охоты по спискам от гранд компаний, но я не особо вижу, чтобы их кто-то фармил. Может плохо смотрю. Есть вроде как какая то групповая активность открытого мира в Эврике, но на каче помощь мне не понадобилась ни разу.

 

Чтобы не помереть со скуки и хоть как-то понажимать кнопочки можно ходить в инстансы, но так как они нечасто, то можно ходить в рулетки - случайные лфг. И так как там падает много опыта, то ты уже к середине Хевенсварда можешь апнуть девяностый и дальше кидаться Титанами и Ифритами в мобов на тридцать уровней ниже. Но только в опенворлде. К слову, тоже самое было в уже упомянутом SWTOR, где ты выполняя все задания уже к Балморре достигал максимума (при купленной подписке). 

Вообще инстансы на пять человек это и по сути и по духу продолжение сюжетки. В том смысле, что попадаешь ты в них по главному квесту и они такие же линейные. Это не задумчивое блуждание по закоулкам подземелий, от старта до финиша вы несётесь по единственному пути не сбавляя темпа, все механики обычно очевиднее некуда и какой-либо сложности не представляют. Сложность здесь вообще в других местах, а 5-ппл это про кинематографичный экспириенс. Общение и координация в группе практически не нужна, поздоровался, пронёс, попрощался.

 

С триалами уже интереснее. Начинаются они с тридцатого уровня и представляют собой одну арену с одним боссом. Сюжетные такой же фейсролл как и данжи, но уровней сложности здесь уже три и на втором уже становится потно. Я был, кажется, в трёх и если Гаруду в саваже мы кое-как пугами одолели, то на Короле Мугле мне уже оторвали жопу. После чего я оставил это занятие на лучшие времена, если меня потянет в организованное ПвЕ (спойлер алёрт - не потянет). А ведь есть ещё и алтимейты. 

С рейдами похожая ситуация. Альянс рейды на 24 человека обычно тоже проносятся с гиканьем и я как-то даже не озаботился узнать, есть ли там повышенная сложность. У обычных рейдов на восемь персон есть и вроде как все серьёзные пацаны сидят там. И судя по тому, что увидел на ютубе и в гайдах - осваивать их можно довольно долго.

 

Только вот ВСЁ рейды открываются по сюжетке и если ты пришёл не за историей и тебя тянет ворваться, то всё равно будь добр инвестировать часов триста, прокликивая диалоги реплики Уриангера на староанглийском. А ведь прокликивается далеко не всё. Лично для меня это не проблема, но нагибателям не помешает знать. 

К слову, на капе уровней ротации скиллов РЕЗКО усложняются и это не плохо, просто отмечаю, что боёвка раскрывается только по окончании развития персонажа, ломая кривую обучения. В последних патчах это попытались исправить, саммонера почти полностью переработали, например. Мне понравился новый стиль, да и на ранних уровнях должно быть не так тухло. 

Кастомизация классов не понравилась вообще. В том смысле, что механика в целом неплоха, для тап-таргетной боёвки, но никакого выбора в рамках одного класса у тебя нет. Если в условном WoW ты можешь играть за энх-шамана, элем-шамана или рестор-шамана, то здесь ты можешь играть за GNB или не играть за GNB, но изменить ты его никак не сможешь, скиллы и трейты в твоей ротации не предполагают никаких альтернатив.

 

Поэтому хорошо бы выучить и прокачать другие классы, здесь это всё возможно на одном персонаже. И вот это уже сделано неплохо. У каждого своя сюжетка, а помимо неё качаться можно либо на коричневых квестах, либо в рулетках, либо в том же Дворце Мёртвых, который сам по себе рогалик, игра в игре. Я поначалу начал тянуть ещё и ганбрейкера, но надоело. К тому же в лфг быстрее группа находится за школяра, парного класса саммонера, у которых один уровень на двоих. Хилить в целом понравилось, хотя для такой боёвки не хватало возможности кастовать кликом по фреймам. 

Если честно, то не знаю, какой материальный профит в виде вещей люди выносят из актуального рейдового контента, но одеться в этой игре можно с аукциона - крафт тут очень развит. Вообще каждая крафтовая дисциплина это отдельный класс, со своей гильдией, сюжеткой и ротацией скиллов. Да, даже собирательные профессии. Опять же, здесь я судить не берусь, но, как мне показалось, только одним крафтом игра может увлечь.

 

Ещё там довольно мутная система зачарования и инкрустации. Шмотку можно переплавить в материю, если довольно долго эту шмотку носить, потом эту материю вставить в другую шмотку, но есть ограничения, в целом мне это показалось чем-то из области минмаксинга. 

Я не берусь рекомендовать эту игру всем подряд. Если вы любите долгие, неспешные, но временами очень эмоциональные сюжеты с участием детально прописанных персонажей, если вы любите много читать (серьёзно, этот ваш плейнскейп по сравнению с этой игрой сосёт), если у вас есть часов пятьсот свободного времени только на путь до эндгейма, если вы не чураетесь устаревшей боёвки (пресловутое ГКД в 2.5 секунды не пнул, наверное, только ленивый), то конечно идите. 

Тем более, что игра распространяется по православной олдскульной подписке, для РУ-региона стоит 259 р, если через стим-кошелёк оплачивать, а бесплатный триал так вообще теперь в себя ещё и Heavensward включает. Хотя вот дополнения в РУ-регионе уже, кажется, не купишь. Ещё есть нюанс: процедуру регистрации аккаунта придумывал явно не человек и явно не для людей. Серьёзно, я этот квест не хотел бы ещё раз повторять никогда.

Буду ли я в неё играть после завершения пост-Эндволкеровских квестов и рейдов? Скорее нет. Было бы любопытно посмотреть другие классы или сунуться в высокие уровни сложности ПвЕ контента, но честно, я выгорел, от такого количества временами откровенно необязательных диалогов и бессмысленных перемещений.

 

Сугубо субъективный пример: арка в Элписе. Подойди к краю платформы. Постой десять секунд. Сходи на другую платформу и посмотри вдаль. Сходи посмотри на бабочку. Поговори с Гитлодеем, потом ещё раз сходи на край платформы и постой там ещё десять секунд. Поговори с Гермесом. Сходи погуляй с Митийон. СОРВИ ТРИ ЦВЕТОЧКА ДЛЯ МИТИЙОН. Ещё раз поговори, после чего ещё три раза постой в разных местах платформы. Выслушай три монолога подряд. Час прошёл.

Не претендую на истину, в конце-концов потом случается Китис Гиперборея, по окончании которого все претензии застревают в глотке, но, чёрт возьми, каким же эта замечательная игра иногда может быть откровенным графоманским...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий